Случилось вот что. Я вырос. Внезапно я понял, что детство закончилось. И когда оно закончилось, я перестал осознавать обыденностью некоторые важные вещи. Которые совсем не ценишь, пока ты ребенок. В этом блоге получилось за семь лет собрать много таких моментов. И многие из ранних я уже почти забыл. Но это то, что сделало мое детство, мои школьные годы, и меня.



Этот интернет-дневник начался 1 сентября 2010 года, когда я пришел в первый класс Иркутской Вальдорфской школы. Сначала сайт вела моя мама. Потом я вырос, многому научился, и стал главным редактором этого проекта. Меня зовут Данил, я закончил 7 класс в 2017 году. В 2017 году этот проект завершен, так как я поступил в 8 класс лицея.

Но в памяти я храню бережно воспоминания о моей первой школе. Этот сайт — наша школьная история. О чем эта история? О жизни в нашем домике — нашем классе. О мире, который создали для нас наши родители и учителя. В моем представлении, это было прекрасное школьное детство, и пусть эти материалы останутся хорошей памятью для всех нас. Еще этот сайт о взрослении. О творчестве и развитии.

Здесь собрано огромное количество историй, фотографий и видео за 7 лет нашей школьной жизни. Наши праздники, походы, практики, работы. Чем мы старше, тем ценнее для нас будет этот архив. А всех остальных мы приглашаем посмотреть, как растут дети в нашей школе. Добро пожаловать!

понедельник, 2 января 2017 г.

Дети 7-8 класса. Что могут родители?

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД ОТ 14 ЛЕТ ДО 21 ГОДА
Основной акцент в этот период делается на обучение через развитие мышления, воспитание через идеал.

К 14 годам, к моменту полового созревания, у детей начинает развиваться самостоятельное мышление, творческий подход к решению задач, возрастает интеллектуальная активность. Когда они были помладше, им было гораздо удобнее иметь дело с конкретными фактами, а теперь, став подростками, они проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Размышляя, они уже могут «расчленять мир на атомы», а потом воссоединять его в единое, «разумное» целое, и нередко «по своим» правилам, не имеющим под собой реальной основы, на уровне: «Давайте предположим, просто ради обсуждения, что…». Формируется способность формулировать, проверять и оценивать гипотезы. 

Педагогу в этот момент очень важно поддержать подростка, позволить ему «шагнуть» за границу норм и правил, так как мыслительные эксперименты такого рода развивают способность творчески, вариативно подходить к решению жизненных задач, а в научной сфере – совершать новые открытия. Главная задача педагога – создание образовательного пространства, максимально содействующего развитию мышления учащихся. Они не только должны получать знания, но и иметь возможность для эксперимента по созданию собственных моделей явлений, ситуаций, от микромира до вселенной. Эти модели могут быть совершенно реальными, могут «иметь надежду» быть реализованными в будущем, а могут и не иметь ничего общего с реальностью. 

Одной из задач обучения в этот период является формирование у учащихся способности переходить от одного способа мышления к другому в процессе решения задач. Расширяется круг общеобразовательных предметов, в изучении которых также зачастую задействуются разные типы мышления. Например, изучение алгебры предполагает способность оперировать исключительно симво-лами, на уроках литературы подростки учатся выделять «замысел автора», что предполагает возможность абстрагироваться от текста как от такового.
Данный возрастной период характеризуется также тем, что у подростков меняется представление о себе – они начинают чувствовать себя взрослыми и стремиться быть взрослыми. Это влечет за собой переориентацию с одних норм и ценностей на другие – а именно на те, которые, с их точки зрения, наиболее соответствуют понятию «взрослости». 

Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщаться к некоторым сторонам их жизни и деятельности. Именно в этот период в подростках закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок личности. Возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе, желание адекватно оценивать и корректировать свои поступки. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростков обусловливает переход к сознательному выбору нравственного идеала, к формированию собственного взгляда на мир и определения в нем. 

Психологическая потребность в идеале удовлетворяется разными путями. В одних случаях это происходит за счет выбора конкретного, реально действующего образа для подражания, в других – это абстрактный образ, который имеет собранный характер. Важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, по-ступки. Так, например, подросток видит человека, часто помогающего другим, и у него возникает желание быть на него похожим.

Идеалы играют значительную роль в процессе самовоспитания подростков. Важнейшая задача педагогов в этот период – поддерживать в них стремление к самосовершенствованию, разумно и ненавязчиво, учитывая уязвимость подростков к восприятию оценки и критики, помогать в поиске идеала, в осознании настоящих нравственных ценностей и разработке «средств» для достижения поставленных целей. 

Что могут родители? Запасаться мужеством, терпением, юмором и другие ценные рекомендации Владимира Пегова ниже в видео.





Как пример самовоспитания – история Бенджамина Франклина:

На определенном этапе своей жизни Бенджамин Франклин нaчaл убеждaться, что искренность и честность в отношениях между людьми имеют громaдное знaчение для счaстья жизни. Но на практике он убедился в том, что быть постоянно нравственным человеком не так-то легко – «в то время кaк мое внимaние было зaнято тем, кaк бы избежaть одной ошибки, я чaсто неожидaнно совершaл другую» – пишет он в своей автобиографии.

Тогда он выделил тринадцать добродетелей, к которым стоит стремиться – воздержание, молчание, порядок, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие, целомудренность, скромность. Чтобы вырaботaть нaвык во всех этих добродетелях, он решил не рaзбрaсывaться в погоне зa всеми срaзу, но в течение определенного времени сосредоточивaть внимaние только нa одной добродетели, и по мере овладения ею переходить к другой и тaк дaлее, покa, нaконец, все тринaдцaть добродетелей не будут освоены.

«Я зaвел книжечку, в которой выделил для кaждой добродетели по стрaнице. Кaждую стрaницу я рaзлиновaл крaсными чернилaми тaк, что получилось семь столбиков по числу дней недели; кaждый столбик отмечaлся нaчaльными буквaми соответствующего дня недели. Зaтем я провел тринaдцaть горизонтaльных линий и обознaчил нaчaло кaждой строки первыми буквaми нaзвaния одной из добродетелей. Тaким обрaзом, нa кaждой строке в соответствующем столбике я мог по нaдлежaщей проверке отмечaть мaленькой черной точкой кaждый случaй нaрушения соответствующей добродетели в течение того дня». Нетрудно предположить, что поначалу в книжечке все было чернымчерно от точек... В своей автобиографии он писал: «У меня ушли многие годы, прежде чем мне удалось сохранить эти клеточки напротив каждой добродетели пустыми...