Случилось вот что. Я вырос. Внезапно я понял, что детство закончилось. И когда оно закончилось, я перестал осознавать обыденностью некоторые важные вещи. Которые совсем не ценишь, пока ты ребенок. В этом блоге получилось за семь лет собрать много таких моментов. И многие из ранних я уже почти забыл. Но это то, что сделало мое детство, мои школьные годы, и меня.



Этот интернет-дневник начался 1 сентября 2010 года, когда я пришел в первый класс Иркутской Вальдорфской школы. Сначала сайт вела моя мама. Потом я вырос, многому научился, и стал главным редактором этого проекта. Меня зовут Данил, я закончил 7 класс в 2017 году. В 2017 году этот проект завершен, так как я поступил в 8 класс лицея.

Но в памяти я храню бережно воспоминания о моей первой школе. Этот сайт — наша школьная история. О чем эта история? О жизни в нашем домике — нашем классе. О мире, который создали для нас наши родители и учителя. В моем представлении, это было прекрасное школьное детство, и пусть эти материалы останутся хорошей памятью для всех нас. Еще этот сайт о взрослении. О творчестве и развитии.

Здесь собрано огромное количество историй, фотографий и видео за 7 лет нашей школьной жизни. Наши праздники, походы, практики, работы. Чем мы старше, тем ценнее для нас будет этот архив. А всех остальных мы приглашаем посмотреть, как растут дети в нашей школе. Добро пожаловать!

вторник, 25 января 2011 г.

Про праздники

Ирина Лакото, мама из 3 класса.

Я сейчас напишу просто как родитель, ок? Ни на что не претендую (в смысле – на истину), что вижу, то пою:)
Итак, поехали. Праздники в вальдорфской школе (в Иркутской вальдорфской школе).
1 сентября. Начало учебного года. Праздник, потому что занятий в этот день нет, учится только первый класс. Общешкольная линейка, затем каждый класс развлекается, как придумал – кто-то на речной трамвайчик идет, кто-то – в Ботанический сад, или на природу.

Потом наступает время Михаила. Это даже не праздник. Это действо. Проходит один раз, с посвящением в рыцари и преодолением препятствий в виде дракона (победи своего дракона). Вообще это праздник начальной школы только.

Дальше – праздник осени, или урожая. Дата жестко не определена – по обстоятельствам, обычно это последняя неделя октября. Первый класс обычно показывает спектакль свой самый первый, про овощи и их пользу. Это праздник только начальной школы. Чтобы увидеть в нем какое-то религиозное содержание, нужно сильно постараться.

В конце первой четверти, в последний день первой четверти – Праздник фонариков. Я вообще думала, что это чисто вальдорфская традиция и придумал ее Штайнер. Ан нет, нынче узнала – 11 ноября день св.Мартина, и традиция шествия с фонариками – традиция этого дня (да, в некоторых вопросах я такая вот невежа). Но у нас за три года про св. Мартина ни слова никто не говорил, и этот праздник для меня навсегда останется днем перехода из осени в зиму – таков его основной лейтмотив в нашей школе. Наполнение праздника- разное. У малышей – это шествие с фонариками, у средних классов – факельное шествие, а у старших классов – бал. Тут, я думаю, стоит пояснить – в ВП действительно все основано на возрастных особенностях, и с возрастом меняется многое. Поэтому в вальдорфском саду – один подход, в начальной школе – другой, в средней – третий и снова другой – в старшей школе. Растет ребенок – меняются подходы и обстановка вокруг него.
Праздник фонариков – любимый мой праздник в ВШ. И песня про лихих фонарщиков – тоже.

Дальше – Рождество и время его ожидания. Здесь внешне да, похоже на католические/протестанские/короче, не православные традиции. Потому что есть Адвент. Четыре недели адвента, каждая имеет свое название. Первая неделя – минералов, и детям читают истории о минералах. Потом о растениях и т.д. На столике времен года постепенно появляются новые предметы и персонажи – камни, минералы, ракушки и т.д. К моменту Рождества получаем вертеп. К Рождеству готовится спектакль. В первом классе – дары волхвов. Во втором – уже история про трех царей. Я смотрю на это так: Библия много раз переписывалась, поэтому существуют разные версии. Мы живем в поле европейской, читай – христианской, цивилизации. Поэтому очень многие явления в истории и культуре (европейской, возьмем,к примеру, искусство эпохи Возрождения) без знания библейских текстов просто непонятны. Дети в ВШ с этим пластом европейской культуры знакомятся таким образом – через постановки библейских историй, далее будет чтение Ветхого завета. Я сейчас упрощаю, но я же не монографию пишу:) И такое наполнение адвента – только в начальной школе. Чем старше дети, тем нее насыщен столик времен года, в среднем звене его уже нет кажется совсем.


Само Рождество празднуется концертом. Честно скажу – меня этот концерт ни как не трогает, и мне на нем скучно.

После Рождественского концерта – елки в младших классах, у старших – новогодний бал.

Дальше – Масленица. Провожаем зиму. С блинами, играми,хороводами. Праздник общешкольный. Третий класс из припасенной с осени соломы (собственной соломы – они же хлебсобрали) делает масленицу, старшие классы готовят наполнение праздника.

Потом – Пасха. Каких-то отдельных праздников/концертов нет. Есть только весенняя ярмарка накануне. Масленица и Пасха – по привычному нам православному календарю.
Кстати, кто-то знает, почему Пасха "плавает" по датам? И с чем она была связана в дохристианские времена? И с чем было связано время Рождества?

8 марта "официально" ни как не празднуется – в ритм года потому что не вписывается, это новый, по историческим меркам, праздник, и он не связан с природным ритмом, имеет другую историю происхождения. Как и 23 февраля.
Но в классах обычно весной проходят "семейные" праздники- встречаем весну, поздравляем учителей, точнее – учительниц.

Вот, пожалуй, и все.

В садиках еще Троицу празднуют – ходят к речке. Но поскольку Троица тоже привязана к Пасхе и "плавает" вместе с ней,в школе она часто приходится на каникулы. В плане связи с природой означает приход лета, или главный рубеж между зимой и летом. Мы в прошлом году (Троица была ранней) по собственной родительской инициативе ездили на Троицу в Тальцы – я вообще впервые увидела древний обряд с березой. Просветилась в очередной раз:)

Вот так примерно. Если кому есть что добавить или поправить – я не возражаю:)